Об Успенской церкви — изначально деревянной — писали ещё в начале XVI века. Строительство же нового храма началось в 1696 году на средства московского купца И.М. Сверчкова. Здание, построенное зодчим Петром Потаповым, было одним из ярчайших памятников «нарышкинского барокко» — стиля, который особенно сильно повлиял на облик Москвы того времени.
Успенская церковь, прозванная современниками «восьмым чудом света», восхищала многих известных людей, например, Варфоломея Растрелли. По мнению специалистов, она вдохновила его на создание Смольного собора в Петербурге. Говорили, что даже Наполеон был восхищён этой церковью. Сохранилась легенда, что он распорядился поставить особый караул и охранять её от пожара и мародёров. Другая легенда гласит, что Наполеон собирался распилить церковь на большие куски и перевезти в Париж.
Участь храма во времена СССР
По инициативе наркома просвещения Анатолия Луначарского в 1922 году Большой Успенский переулок был назван Потаповским в честь зодчего, построившего церковь, а Малый Успенский — Сверчковым в честь купца Ивана Сверчкова, на средства которого был построен храм.
28 ноября 1935 года Моссовет под председательством Николая Булганина постановил: «Имея в виду острую необходимость в расширении проезда по ул. Покровке, церковь так называемую Успения по Покровке закрыть, а по закрытии снести». Архитекторы-реставраторы, среди которых был и Пётр Барановский, пытались защитить храм. Им удалось лишь получить разрешение сделать обмеры и снять образцы резных белокаменных деталей.
Зимой 1936 года Успенскую церковь снесли до основания. Единственный сохранившийся фрагмент стены можно было увидеть в помещении грузинского ресторана «Саперави», открытого в тех местах в XXI веке. Спасённые элементы декора находятся на территории Донского монастыря.
Архитектура храма
Церковь была поднята на высоком подклете и окружена открытой галереей-папертью на аркаде. Успенская церковь состояла из собственно храма и пониженных симметричных объёмов апсиды и притвора. Храм представлял собой восьмерик на двухсветном четверике, завершённый главой на гранёном барабане, апсида и притвор — низкие односветные четверики, несущие световые восьмерики с главками на барабанах. Белокаменный декор здания был выполнен с применением почти всех наиболее часто встречающихся приёмов московского барокко — гребни над восьмериками приделов, пучки угловых колонок, обрамления окон и дверных проёмов с фигурными навершиями. Этот декор дополняли ризалиты с декоративными балкончиками, размещённые по сторонам восьмерика, и невысокие шатры с главками, поставленные в основании центрального шатра колокольни.